БИОГРАФИЯ

15 августа 1922 г. родился в г. Ростове-на-Дону.
1930-1940 г.г.- учеба в средней школе № 31 и музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова.
1940-1945 г.г.- служба в рядах Красной армии в званиях: красноармеец, ефрейтор, младший                 сержант, старшина, младший лейтенант.
Участие в Великой Отечественной войне на Северо-Кавказском, Карельском и 3-м Белорусском фронтах.
Окончание войны застало в Кенигсберге в должности командира взвода.
1946-1952 г.г.- учеба в Московском Архитектурном институте.
1952-1960 г.г.- работа в проектных институтах г. Ростова-на-Дону и Москвы, в должности старшего архитектора.
1960 г.- участие в археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР с Средней Азии в качестве художника.
1960-1967 г.г., 1971-1997 г.г.- работа в Комбинате Декоративно-оформительского искусства в качестве художника и ведущего художника-архитектора проектирует и осуществляет выставки, музеи, дворцы культуры и другие общественные сооружения в творческом содружестве с художниками всех видов искусств.
1967-1971 г.г.- работа в Московском комбинате всесоюзного объединения «Союзторгреклама» в должности главного художника – заместителя директора.
С 1956 г.- член Союза Московских архитекторов.
С 1975 г.- член Московского Союза художников.
1994 г.- присвоено Почетное звание Заслуженный художник РФ.
2005 г.- награжден серебряной медалью РАХ.
2009 г.- избран членом-корреспондентом РАХ.
Награжден медалью МСХ за заслуги в развитии изобразительного искусства.
Награжден медалью Союза архитекторов за преданность содружеству зодчих.
2012 г.- награжден золотой медалью РАХ.
НАГРАДЫ: Орден Отечественной войны II степени.
МЕДАЛИ: «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», юбилейные медали.
  
В настоящее время: член Правления Московского Союза художников, член Правления Гильдии художественного проектирования МСХ, член Совета ветеранов Отечественной войны Союза Московских архитекторов, член иностранной комиссии Российского Комитета ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы.

ОСНОВНЫЕ  ТВОРЧЕСКИЕ  РАБОТЫ:
 
 1952-1960 г.г.- Проектирование и осуществление жилых, общественных и промышленных сооружений.
МОСКВА  1960-1961 г.г.- Экспозиция Музея МГУ на Воробьевых горах. В составе творческой группы под руководством И.К.Зиновьева.
ЛОНДОН 1961 г.- Международная выставка. Раздел «Тяжелая металлургия». Эскизный проект, плакаты. В составе творческой группы под руководством И.К.Зиновьева.
МОСКВА 1961-1962 г.г.- Музей Маркса и Энгельса. Эскизный проект экспозиции, выполнение.
В составе творческой группы под руководством И.К.Зиновьева.
ПЯТИГОРСК 1964-1965 г.г.- Торговый центр. Архитектурно-декоративное решение магазинов и ресторанов. Эскизный проект, выполнение ( в соавторстве с Ю.Воскресенским, Г.Черемушкиным). Автор монументальных панно Г.Черемушкин.
БАЛАКОВО 1964-1965 г.г.- Дворец культуры. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект, выполнение. Ведущий художник-архитектор. Монументальное панно – А.Кузнецов.
1966 г.- Получил авторское свидетельство на изобретение (трансформирующаяся мебель).
НОВОЧЕРКАССК 1966-1967 г.г.- Дворец культуры Новочеркасской ГРЭС. Архитектурно-декоративное решение, эскизный проект, выполнение. Витраж «Дон» (в соавторстве с Ю.Шеплетто). Декоративный занавес – Н.Абрамова.
СЕВЕРОМОРСК 1968 г.- Штаб Северного флота.  Архитектурно-декоративное решение интерьеров, эскизный проект (в соавторстве с Р.Фаерштейном).
РОСТОВ-НА-ДОНУ 1968 г.- Дворец культуры завода «Красный Аксай». Эскизный проект архитектурно-декоративного  решения комплекса. Руководитель авторской группы (А.Смехов, Г.Барышникова).
1969 г.- Дворец культуры железнодорожников. Эскизный проект архитектурно-декоративного  решения комплекса. Руководитель авторской группы (А.Смехов, Г.Барышникова).
САЛАВАТ (БАШКИРИЯ) 1970 г.- Дворец культуры.  Эскизный проект архитектурно-декоративного  решения комплекса. Руководитель авторской группы.
МОСКВА 1967-1970 г.г.- Комплексное решение рекламы в центральных магазинах. Ежегодные всесоюзные выставки объединения «Союзторгреклама». Руководитель авторского коллектива.
ЛЕЙПЦИГ (ГДР)-  Комплексное решение рекламы Советского раздела выставки-ярмарки «Радио-69». Руководитель авторского коллектива.
САМАРКАНД- Комплексное решение торговой рекламы к 2500-летнему юбилею города. ». Руководитель авторского коллектива.
МОСКА 1971 г.- Международная выставка «Стройматериалы». Эскизный проект, выполнение экспозиции. В составе авторской группы под руководством И.М.Шошенского.
МАРЫ (ТУРКМЕНИЯ) 1972-1975 г.г.- Дворец культуры строителей Каракумского канала. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект в соавторстве с Э.Кулешовым.  Выполнение. Руководитель авторского коллектива. Декоративно-пространственные композиции (металл, сульфидное стекло). В соавторстве с А.Смеховым, С.Бескинской, И.Зубиным, А.Агалаковым. Авторы художественных произведений предусмотренных проектом: В.Васильцов, Э.Жаренова, К.Шеремет, Ю.Кафенгауз, И.Колчина, Л.Грасс, Н.Клюшкина, В.Супрун, В.Журавлев, В.Воронин, В.Шабалин, В.Букия, Г.Барышникова.
МОСКВА 1976-1978 г.г.- Реконструкция интерьеров Дворца спорта «Крылья Советов». Эскизный проект (в соавторстве с В.Жученко).
ПОДМОСКОВЬЕ 1978 г.- Декоративное решение ряда пионерских лагерей. Выполнение серии иллюстративных плакатов (в соавторстве с В.Жученко, В.Савицким).
ГАГАРИН 1979-1980 г.г.- Комплексное архитектурно-декоративное решение города. Проект – художественная концепция. Руководители большого авторского коллектива проектировщиков: Р.Синицын, Г.Ушаев, Б.Макарычев, А.Надъярных.
1980-1985 г.г.- художественная галерея в Гагарине. Эскизный проект композиции. Выполнение. Руководитель авторской группы ( Б.Редкобородый, Ю.Артамонов, А.Надъярных). В соответствии с эскизным проектом экспозиции 67 художников выполнили 133 произведения различных жанров изобразительного искусства. Авторы гобеленов: Л.Соколова, И.Симонова, С.Заславская. Автор светильников – В.Шпак.
1981 г.- Мемориал жителей г. Гагарина (б. Гжатск), погибших во время ВОВ. Эскизный проект. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, Ю.Артамонов, А.Надъярных). Эскиз центральной композиции – скульптор Д.Народицкий.
ОМСК 1981-1983 г.г.- Дворец культуры Электромеханического завода. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект, выполнение. Декоративные пространственные световые композиции (металл, сульфидное стекло, хрусталь). Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, Ю.Артамонов, С.Бескинская, Л.Грошкова, А.Новиков).
БЛАГОВЕЩЕНСК-НА-АМУРЕ 1982 г.- Краеведческий музей. Эскизный проект композиции, выполнение. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников, Ю.Артамонов). Автор монументального панно – И.Бройдо.
МАРЫ (ТУРКМЕНИЯ) 1983-1984 г.г. – Санаторий-профилакторий Каракумского канала. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект. Выполнение 1-й очереди. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, А.Колесников).
МОСКВА 1983 г.- Жилой и общественный комплекс кардиологического центра (район Крылатское).Декоративное решение ансамбля. Эскизный проект (в соавторстве с Б.Редкобородым, А.Шапиро).
ЗАПРУДНЯ (ПОДМОСКОВЬЕ) 1984 г.- Дворец культуры Электровакуумного завода. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект, выполнение. Декоративная  пространственная  световая  композиция (металл). Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников). Автор мозаичного панно – В.Неклюдов. Автор занавеса – А.Абрамов.
САЯНОГОРСК 1985 г.- Дворец культуры Саянского алюминиевого завода. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Два варианта эскизных проектов для разных площадок. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников).
1986 г.- Дом иностранных специалистов Саянского алюминиевого завода. . Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект, выполнение. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников). Автор декоративной композиции в керамике – С.Мальян.
КАТОВИЦЕ (ПОЛЬША)- Дом Советской науки и культуры. Архитектурно-декоративное решение интерьеров. Эскизный проект, выполнение.  Руководитель авторского коллетива (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников). Автор декоративной композиции в керамике – Р.Цузмер.
НОВГОРОД 1987-1988 г.г.- Дворец культуры производственного объединения «Азот». Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект, выполнение. Эскизы, модели декоративных световых пространственных композиций. Руководитель авторского коллектива (Б.Редкобородый, С.Файбисович, А.Колесников).
ОДЕССА 1989 г.- Центральный парк культуры и отдыха им. Т.Г.Шевченко. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Проект-концепция. Руководитель авторской группы (Б.Редкобородый, А.Колесников).
КУЗНЕЦК 1990 г.- Спортивный комплекс завода приборов и ферритов. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект в соавторстве с Б.Редкобородым. Автор монументального панно – М.Трунков.
1990-1992 г.г.- Дворец культуры завода приборов и ферритов в г. Кузнецке. Архитектурно-декоративное решение ансамбля. Эскизный проект в соавторстве с Б.Редкобородым.
МОСКВА 1993 г.- Банкетный зал ресторана «Варшава». Архитектурно-декоративное решение интерьера. Эскизный проект и выполнение в соавторстве с Б.Редкобородым.
ТЮМЕНЬ 1994 г.- Юбилейный праздник. Объемно-пространственное решение  главной площади. . Эскизный проект и выполнение в соавторстве с Р.Фаерштейном.
МОСКВА 1995 г.- Реконструкция интерьеров квартир. Эскизный проект и выполнение в соавторстве с Э.Озол, Б.Уборевичем.
1995 г.- Участие в конкурсе на эскизный проект эмблемы-символа праздника в честь 850-летия основания г.Москвы. 3-я премия.
 
Все годы и в настоящее время – работа в жанре живописи и графики.
С 1967 года – участие в международных, всесоюзных, республиканских, Московских, зональных, секционных, групповых выставках.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ:
1983 г.- Центральный Дом Художника.
1997г.- Центральный Дом Архитектора.
2003 г.- Центральный Дом Архитектора.
2008 г.- Выставочный зал МСХ, Кузнецкий мост, 20.
2013 г.- Выставочный зал Российской академии художеств.

Нас не надо жалеть.
 

Мастерская Григория Сауловича Ушаева. На стене – картины из мирной жизни: пейзажи, портреты, шаржи, проекты и фотографии осуществленных дворцов культуры, музеев, выставок.
Бывший солдат, участвуя в разгроме фашизма, сам обеспечил себе возможность мирно трудиться. Он убежден, что не совершал никаких подвигов и ничего героического в его биографии не было. Он просто рассказывает о войне, о ее буднях, в которых, конечно же, было место и страху, и любви, и юмору, и жестокости, ведь война – отражение жизни.

Карельский фронт 1944 г

Война привела в движение армейские механизмы: часть, в которой я служил, переформировывалась. Несколько красноармейцев (мы еще успели поносить «буденовки»), в том числе и меня, направили в училище связи в Орджоникидзе. Однако учиться пришлось недолго: фронт подошел и к этому городу, и в августе 1942 года училище походным порядком двинулось по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси. Мы шли совершенно безоружные. Несколько раз нашу колонну бомбили немцы. Но первая бомбежка, которую я пережил, навсегда застряла в моей памяти. Высоко в небе вдруг появились самолеты. У кого-то из солдатиков был маленький театральный бинокль. Он посмотрел и сказал: «Наши!» И тут же раздался свист. Все сначала замерли, а потом началась жуткая паника, которую я запомнил на всю жизнь. Все бежали, бросались куда попало… С одной стороны дороги – горы, с другой – горная река, обрыв. Рядом со мной, у откоса, к которому мы «прилипли», оказались командир роты и медсестричка. Недалеко упала тяжелая бомба, нас как следует тряхнуло. И я услышал, как сквозь этот шум медсестра вскрикнула: «Мама!» Когда вспоминаю эту первую бомбежку, мне становится стыдно
За животный страх и панику.
 
В Тбилиси училище расформировали, и я, не получив офицерского звания, попал в действующую часть рядовым-связистом. После освобождения известного теперь всем Гудермеса, мы короткое время давали связь через горный хребет, граничащий с Азербайджаном. Отношения с местными жителями – чеченцами, ингушами были нормальные. Но наш командир роты старший лейтенант Субботин почему-то считал, что надо быть настороже. Он всегда ходил увешанный оружием и на всякий случай обязательно брал с собой охрану. Надо признаться, мы над ним посмеивались, но в его авантюрах участвовали не без удовольствия, наслаждаясь атмосферой эдакого «гуляй-поля». Мальчишки, защищенные военной формой, да еще с оружием, да еще ведомые взрослым авантюристом, - опасная ситуация во все времена. После нескольких его безрассудных выходок нашу часть расформировали. И нас называли не иначе , как «субботинцы»…Мол, добра от вас не жди.
 
С Кавказа, где было тепло, нашу часть двинули эшелоном в холодное Заполярье. Есть в Карелии такой городок – Кемь, куда, говорят, еще Петр I людей ссылал. Наши части стояли в обороне .Было затишье, и один сержант -  актер по профессии – решил организовать художественную самодеятельность, в которую я тоже попал. Читал стихи, пел, танцевал .Еще в школе, со слов моего кумира Олега Гусарова, мальчишки-старшеклассника, я выучил пушкинского «Гусара». Однажды после выступления на деревенском «пятачке» - полуторке с опущенными бортами – одна из местных девчонок, которую, как и мою маму звали Нора и которая мне очень нравилась, произнесла: «Воображала!». Но я был робок, и наши отношения не получили своего развития… о чем до сих пор сожалею.

Встреча школьных друзей после возвращения в Ростов 1946 г

С благословения командования наша самодеятельность (девять солдатиков и один офицер) ездила по всему Карельскому фронту. Передвигались на перекладных, грызли по дороге сухари, зато в к каждой части, где мы выступали, нас радушно принимали и «закармливали».

Заполярье. Весна 1944 года. Мы стояли в лесу. Жили в землянках, томились от ничегонеделания. Все ждали наступления. Было не холодно, но мокро и сыро. Наш радист у своей землянки на березах развешивал котелки, и мы ходили к нему пить березовый сок. Придумывали себе какие-то идиотские развлечения. Например, охотились за кукушкой. Почему-то раздражало солдат ее кукование. Гонялись за ней, пока не убили, и это (о ужас!) приносило удовлетворение.

Однажды ночью нас подняли по тревоге: «Вещей не брать, автоматы, катушки!.. » Это было начало наступления на Петрозаводском направлении, а моему взводу (я был помкомвзвода) надо было проложить первую линию связи к командному пункту полка. Обратно мы уже не вернулись. Протянули, подключили телефонный аппарат. Но связи нет. У меня до сих пор перед глазами лицо майора ННС (начальника направления связи). Он размахивал перед моим носом пистолетом и кричал: «Расстреляю!» В то момент я не успел испугаться, сразу же бросился выполнять приказ. Армия успела научить меня простейшему закону, которому я следую всю жизнь: никому не интересно знать, почему ты не сделал ту или иную работу.   Никому доверить я этого не мог, пробегал туда и обратно все пять километров, проверяя каждый сросток. Откуда только силы взялись! Связь восстановилась. Я прибежал к майору. «Разрешите доложить…» Он даже не взглянул на меня. И я очень обиделся. Смешно, ведь мне тогда было всего 21. Я, конечно, хотел, чтобы майор заметил мое старание, ну хоть что-то сказал. Уже потом я понял, что майор вполне мог меня расстрелять, ведь если бы сорвалось наступление, расстреляли бы его. И тогда мне стало страшно.
 

1й год службы в Ростове-на-Дону

Была в ходу фраза: «Связь – это нервы армии». И действительно: очень нервная это работа – прокладывать линии связи и, главное, не давать этой связи порваться. Когда связь работает нормально, все считают, что это само собой разумеется, но вот когда она прерывается, во всех бедах обвиняют связистов. В училище мы изучали все виды связи, но я занимался в основном проволочной. Тяжелая катушка бьет по спине и бедрам, а ты бежишь и бежишь вперед … Наш капитан отбирал у нас все режущие предметы и говорил: «А теперь сращивайте провода как следует». Выход был один – сдирать оплетку провода зубами. Кошмар, но все эти навыки потом пригодились на войне. И меня как связиста нисколько не обижала такая фраза: «Самая верная связь на войне – это пеший посыльный».

Еще перед наступлением, когда формировалась часть,  меня назначили старшиной роты. Помню, перед каким-то праздником получил на всю роту водку – ведро и еще бачок. Сижу в каптерке и соображаю, как распределить водку по взводам. И вдруг заглядывает молодой парень: «Слушай, старшина, ты ведро дели, а бачок - нам». Я закричал: «А ну иди отсюда!» ОН очень удивился моей реакции и произнес сакраментальную фразу: «Да что ты, будь настоящим старшиной!» Парень оказался командиром взвода, я потом был у него помкомвзвода. Это был тот самый Женя Бартащук. Мы стали друзьями. Хотел бы я знать: жив ли он?..
 
После окончания боев на Карельском фронте и очередной переформировки меня (уже младшего лейтенанта) направили на 3-й Белорусский фронт в Пруссию. Шли бои за Кенигсберг. Огромный город уже лежал в руинах. Почему-то запомнилась заводская труба, в которой снаряд проделал дыру. Он прошел сквозь нее, не разорвавшись.

В Пруссии я видел побежденных немцев. Женщины, дети, старики… Мне их было жалко. Они ведь не воевали.

В Кенигсберге между жителями и солдатами шел постоянный торг. Солдатики меняли пайки на тряпки, золотые украшения… Немцев выселяли из Пруссии, и они шли по дорогам маленькими группами, везя в детских колясках свой нехитрый скарб – расплата законопослушных граждан за авантюризм правителей.
 
Когда война закончилась, подал рапорт об увольнении, напирая на то, что училище не заканчивал и, как говорят, государству не обязан. Я буквально бомбил начальство своими рапортами, чтобы меня скорее отпустили учиться. Мне предлагали пойти в военную академию. Но я уже понял, что армия не для меня. Да, она нужна, но служить в ней должны те, кому это интересно. Армия должна быть профессиональной. И я добился своего. Пересаживаясь с эшелона на эшелон, 31 декабря 1945 года добрался-таки до Ростова-на-Дону. В пять утра на санях доехал по заснеженному городу домой. Постучал и долго не говорил, кто я. Первой меня узнала мамина сестра, которая жила с родителями, потому что ее дом разбомбило. Это день я считаю самым счастливым в моей жизни.
   
Часто ли мне снится война? Раньше снилась очень часто. Сейчас все реже и реже. Однажды мне приснилось, что я живу на третьем этаже, а ко мне вдруг приводят лошадь, ту самую, на которой я ездил в армии. Я был в ужасе. Куда же ее деть? С радостью проснулся, поняв, что это сон.

У этой кобылки была теплая кличка – Ромашка. С ней была такая история. Пред взятием Кенигсберга командир роты приказал срочно ликвидировать обрыв в связи. Все солдаты были на задании, а я был командиром взвода, поэтому я вскочил на коня и помчался. Нашел обрыв, связь восстановилась. Обратно ехал уже спокойно, опустив поводья.

Очнулся от своих мыслей, когда лошадь в нерешительности вдруг остановилась на мосту. Я помнил, что спеша на задание пролетел через железнодорожный мост. Лошадь проскочила тогда по дорожке гравия. Обратно она пошла по шпалам. Смотрю, она стоит на шпалах, между которыми в просвете видна река. Чтобы не испугать лошадь, начал медленно слезать. Когда одна моя нога была на земле, а вторая еще в стремени, лошадь шагнула и провалилась между шпалами.

Все происходило на железнодорожном полотне, по которому в любой момент мог пойти состав. Хорошо, что неподалеку оказались солдаты.

Переподготовка офицерского состава


Вместе мы вытащили бедную лошадку. Она вся дрожала. Потом я с трудом загонял ее на любой мост. И вот через много-много лет встреча во сне…
 
Почему мы победили такого хорошо подготовленного врага? Мы не раз говорили и спорили об этом с участниками войны.   Конечно, были замечательные командиры и блестяще разработанные боевые операции. Но приказ: «Взять любой ценой» - вот что страшно. А приказы надо выполнять, иначе не будет армии.
Как-то мой товарищ, награжденный несколькими боевыми орденами, когда предложили тост за маршала Жукова, отказался поднять рюмку, сказав, что результатом одного приказа маршала была гибель большой воинской части. Этого солдата, хлебнувшего войны полной чашей, можно понять. А Жуков, как тот майор, что грозил мне пистолетом, также выполнял приказ более высокого начальства. Страшная послужная лестница…

Мы победили, положив на поле боя миллионы жизней, победили не столько умением, сколько числом. Мы не были готовы к войне. Армия училась в процессе боевых действий.
 
Война -  страшное изобретение человечества. Только много лет спустя я понял смысл стихотворения Константина Симонова «Убей его», которое в той войне действительно поднимало дух солдат. И я вдохновенно его читал. В этом, наверное, и заключается логика войны: когда она развязана, надо призывать к убийству. Стихотворение начинается словами: «Если дорого тебе твой дом…», а заканчивается такими строками: «Так убей же хоть одного! Так убей же его поскорей. Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей». В этих строках весь ужас войны.

60-летний юбилей

Дорогие друзья!

Шумно отгремели дни нашего главного праздника – 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. – с невероятно широким торжеством на Красной площади 9 Мая. На мой взгляд, этот праздник едва ли не единственный не придуманный, ведь даты многих праздников условны, а поводы надуманы. Праздник же победы над фашизмом и день праздника – безусловны.
Читать полностью История возникновения этой войны и ее течение не однозначны. Но ясно одно – Победу одержал Народ: обычные люди – солдаты всех рангов, жители городов и деревень, которые сделали невозможное. Ведь армия оказалась не готовой к войне с мощной немецкой военной машиной. Наша армия училась уже в боях и, можно сказать, что Победа обагрена кровью миллионов наших сограждан.
   
И это – страшная правда!

Был в моих военных скитаниях небольшой эпизод, когда после Кавказского фронта нашу часть бросили на Карельский. И, так как в это время фронт стоял в обороне, наш политрук срочно организовал маленькую группу самодеятельности, которая проехала по многим частям фронта перед началом наступления. Попал в эту группу и я. Сразу же после этого «концертного турне», мы участвовали в наступлении на Петрозаводском направлении. В этих «концертах» мы подражали репертуару профессиональных армейских ансамблей, где были и различные сценки, и пение, и танцы… Главной моей задачей было чтение стихов. Одно из них, - сильнейшее стихотворение Константина Симонова, - возбуждавшее меня самого и слушателей-солдат, и сейчас стучит у меня в голове. Но если в то время я, как и все, был полон только одним желанием – разгромить фашистов, то сейчас оно вызывает и другие чувства, - когда деспотичные и безответственные властители создают ситуацию, которая заканчивается войной и надо защищать свою страну, себя, задача солдат – убивать… да, да – у б и в а т ь! Стихотворение Симонова начинается словами: «Если дорого тебе твой дом, …».

И заканчивается:
«…Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!»

Если вдуматься, это страшный призыв.
Я хочу пожелать молодежи своей страны, всех народов никогда больше не испытывать этой нечеловеческой трагедии.
И чтобы поэтам не пришлось писать стихи, призывающие к убийству!
9 Мая у нас был большой праздник, и я поздравляю всех: фронтовиков и не фронтовиков, людей старшего возраста, женщин, детей, перенесших эту войну в тылу и которым подчас бывало тяжелее, чем солдатам на фронте, тех, кто только что появился на свет. Я, несмотря ни на что, оптимист, и верю, что настоящее гражданское общество, которое и создадут молодые, не допустит этого ужаса!

С Праздником, друзья!

Григорий Ушаев
Лейтенант в отставке.
Участник парада 9 Мая 2005 года.
Заслуженный художник РФ.

Григорий Ушаев. Любимец муз

Григорию Сауловичу Ушаеву пошел 92-й год. Он незаметно превратился в старейшину Гильдии художественного проектирования МСХ. Г.С. Ушаев - заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. С с 1956 года член Московского союза архитекторов, с 1975 года член МСХ, награжден серебряной и золотой медалями РАХ.

Когда я познакомилась с Григорием Сауловичем в далеком 1978 году, всех этих наград он ещё не получил, но авторитет в среде архитекторов и художников у него был уже очень большой. В 1977 году, после завершения художественного ансамбля Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары, где под его началом работали замечательные художники Светлана Бескинская, Ираида Кочина, Элеонора Жаренова, Владимир Васильцев, Григорий Ушаев взял на себя руководство совсем новым в Художественном фонде Союза художников делом - комплексным проектированием города Гагарина. Я же с 1979 года стала руководителем вновь созданного участка художественных комплексов, просуществовавшего 10 лет и принесшего много споров, открытий, побед и поражений в бурную художественную жизнь 1980-х.

Григорий Саулович создал с нуля комплекс Историко-художественного музея города Гагарина, открытого в 1982 году. Все экспонаты музея - от бюста Петра I до гобелена «Космос» - создавались единовременно, по утвержденному сценарию, где была просчитана каждая тема со всеми историческими подробностями. В работе участвовали около 100 живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, монументалистов… И все - яркие личности: Эдуард Браговский и Андрей Суровцев, Виктор Думанян и Юрий Орехов, Лина Соколова и Фидаиль Ибрагимов… Григорий Саулович был уникальным художественным руководителем - он всем нашел место в архитектуре музея и ни с кем не поссорился.

Г.С. Ушаев - блестящий проектировщик и художник. Я восхищалась и восхищаюсь его люстрами, выполненными совместно со Светланой Бескинской в омском Дворце культуры. Я восхищалась и восхищаюсь его великолепными карикатурами, которые он создает всю жизнь, - точными и артистичными. Григорий Саулов блестяще читает стихи. Его поэтические вечера известны многим в Москве. Г.С. Ушаев давно стал культурным явлением на художественной карте столицы. Эта заметка не преследует цели художественного анализа, это - лирический гимн чудесному человеку, любимцу муз, рыцарю искусства, воину Великой Отечественной войны, через всю жизнь пронесшему благородство духа и горение души.

Долгих лет Вам, Григорий Саулович, на радость поклонникам и на уважительное внимание критики и зрителей.

Наталья Аникина. «Московский художник» №11-12 2013