Искусство шаржа в творчестве Г.С. Ушаева

Григорию Сауловичу Ушаеву, Заслуженному художнику Российской Федерации в августе 2002 года исполнилось 80 лет. Мы собирались отметить это событие его персональной выс-тавкой в залах на Кузнецком мосту, 20, в декабре юбилейного года. По ряду объектив-ных причин это празднование передвинулось, и в ноябре 2003 года выставка откроется в Центральном доме архитектора. Сам Григорий Суалович относится к запоздалому празд-нованию по свойственным ему чувством юмора, считая, что благодаря этому, он помолодел на целый год.
01


Г.С. Ушаев пришел в Союз художников, а точнее в Комбинат декоративно-оформи-тельского искусства в 1960 году, имея за плечами большой жизненный опыт: Великую Отечественную Войну, Архитектурный институт, работу в архитектурныхпроектных организа-циях. Спустя некоторое время, он стал изве-стен, как художник-архитектор, проекти-рующий и осуществляющий разноплановые объекты: выставки, музеи, Дома Культуры. Он всегда реализовывал свои проекты, успешно сотрудничая с художниками других жанров и вкладывая в эту труднейшую часть работы огромные силы, на практике осуществляя синтез архитектуры с другими видами искус-ства. Часто он сам выполнял сложные деко-ративные композиции.

Обширна география городов, в которых реализованы проекты, созданные художником. Это: Пятигорск и Североморск, Катовице (Польша) и Благовещенск-на-Амуре, Москва, Подмосковье, Брест, Самарканд, Гагарин, Новгород, Омск, Мары (Туркмения) и др.

Все это Г.С. Ушаев совмещал с общественной деятельностью и участием в различных выставках. Долгое время он был членом художественных советов КДОИ, КПИ, комп-лексного совета при КМДИ, участвовал в составлении расценок, в том числе и на комплексное проектирование. Он и сегодня много времени уделяет общественной работе в Правлении секции Художественного проекти-рования и в Правлении МСХ, Совете ветеранов Союза Московских архитекторов.
8


В настоящей публикации мы познакомим Вас с одной из сторон творчества Григория сауловича - шаржами. Искусство шаржа имеет свою специфику и свои ярко выраженные жанровые особенности. Несколькими штри-хами или мазками кисти необходимо передать не только внешнее сходство, но и индиви-дуальное эмоциальное внутреннее состояние модели. Чтобы добиться наибольшей вырази-тельности пластического языка, художники зачастую используют прием типического об-общения и выявления лишь наиболее ха-рактерных деталей. Григорий Саулович Ушаев, в своих шаржах, стремится к динамичности изображения, к индивидуализации худо-жественного образа, где главным средством выражения выступает линия - точно выве-ренный рисунок. Композиция шаржа разви-вается согласно заложенной художником, в соответствии с характером и деятельностью каждого персонажа, драмотургии. Иногда он вводит в свои работы цвет. Многие шаржи личные, имеющие свою историю, с их персонажами художника связывали долгие годы совместной творческой работы, а иногда и дружбы. Осознание того, что шарж это именно тот жанр, который помогает сделать окружающий мир более оптимистичным, пришло давно. Вот как сам автор ответил на вопрос чем продиктовано его увлечение шаржами, и с чего оно началось: «В Москов-ском архитектурном институте со мной учились талантливые ребята, многие из которых вели-колепно рисовали шаржи. Я и не пытался конкурировать с ними, все свободное и не свободное время, отдавая драмкружку. На распределительной комиссии в 1952 году меня долго уговаривали отправиться на работу в Ростов-на-Дону в проектную организацию с «поэтическим» названием «Нипрорыба», где меня ждут много очень интересных проектов, о которых может только мечтать любой архи-тектор. И я клюнул, как та рыба. Объектов действительно было много и в основном - склады соленой рыбы. И, когда соль буквально заскрипела у меня на зубах, я стал разбавлять этот «рассол» шаржами на моих сотрудников. Сбежал я из этой «заводи» ровно через год, с содроганием вспоминая «рыбную» архитектуру и с благодарностью - первое «погружение» в искусство шаржа. До сих пор не могу остано-виться. И сегодня работа над шаржами, как и чтение стихов, зародившееся еще в армии и институте, играют важную роль в моей твор-ческой жизни». Внимательно рассматривая галерею образов, созданную Григорием Сау-ловичем, невольно ощущаешь эмоциональный подход к модели, знание характеров и челове-ческой психологии. Многие художники Секции, изображенные на портретах, уже ушли от нас, и шаржи, в которых оживают их образы, стано-вятся своеобразной летописью Комбината Декоративно-оформительского искусства. На выставке, посвященной 80-летию Г.С. Ушаева, можно будет узнать, или заново открыть для себя различные стороны творческой деятель-ности художника. Это архитектура, музейное и выставочное проектирование. Достойное мес-то среди них займет искусство шаржа, искус-ство позволяющее сохранить острый, прони-цательный взгляд на окружающий мир. Заслуги Григория Сауловича отмечены Военными Госу-дарственными наградами и званием Заслу-женный художник Российской Федерации.

И.Ю. Пильстров, газета «ART-Синтез», секция художественного проектирования МСХ, №8 июль 2003

В "КОХИНОРЕ" не состоял

IMG_7864

Вместе со всей архитектурной братией я был влюблен в наши великолепные ансамбли, гордился ими, не пропускал ни одного концерта и ряд программ знал наизусть. Иногда после очередного праздника ко мне подходили бывшие сокурсники (и «рядомкурсники») и спрашивали, почему  меня давно не видно в «Кохиноре». Удивлялись, когда отвечал, что никогда не состоял в нем… К сожалению. Моему, естественно.

Все дело в том, что в память моих друзей прочно засели другие кадры. В 1951 году, после окончания пятого курса МАрхИ, во время летних каникул, студенты прошли военную подготовку в подмосковной воинской части. Осенью, в начале учебного года, детали строевой муштры бурно обсуждались с достаточной долей перца. И когда подошло время подготовки к очередному праздничному вечеру, сходу родился один из номеров: солдатский строй, через плечо - белая бумажная лента, на плече – ружье-рейсшина, на голове картонный кивер с пропорциональным циркулем вместо султана. На правом фланге – барабанщик Толя Садреддинов и трубач Миша Буравский.

В одной из аудиторий группа ребят (Егор Щукин, Юля Ранинский, Толя Шайхет, ваш покорный слуга, кто еще , прошу прощения, не помню ), быстро-быстро перебивая и дополняя друг друга, сочиняли непритязательные слова на мотив известной песни «Ласточка-касаточка». Припев был такой: «Эх ты, времечко студента быстрокрылое, как тебя нам не хватает, мое милое, эх ты, время-времечко мое быстрокры-ы-ло-о-е-ее!». Я командовал строем и запевал.
IMG_7935

Этот номер имел оглушительный успех в стенах Красного зала института, а затем на сцене Дома архитектора. Действо обычно завершало первое  «самодеятельное» отделение концерта.
За сценой дожидались своего выхода во втором отделении артисты «Москонцерта». И когда наш строй покинул сцену, ко мне подбежал с просветленным лицом известный тогда чтец Эммануил Каминка и своим звонким, поставленным голосом сказал сакраментальные слова: «Дорогие мои, это здорово! Это надо показывать за деньги!»

На одном из юбилеев «Кохинора» «Рейсшинки» я рассказал эту историю, прибавив, что вспо-минаю ее всегда, когда Миша Кочин объявляет: «Рэкомендую:  40 лет на сцене без гонорара!»

Мы покинули родной институт в 1952 году. А выпускник следующего года, незабвенный, талантливейший и энергичнейший Воля Косаржевский вместе с не менее талантливым Игорем Покровским, железным музыкантом-аккомпаниатором Сашей Хейфецем собрали жаждущих творчества зодчих в мужской «Кохинор», а потом в жарких объятиях с женской «Рейсшинкой» создали удивительно самобытный театр, вошедший в историю особого жанра театрального искусства.

Ранее появившуюся «Рейсшинку» организовали талантливые девушки Ираида Богдюкович, которая Шишкина, и Римма Алдонина. Впрочем, об этом они расскажут сами, точнее и интереснее.

А наш скромный «номер-строй» можно, вероятно, считать предтечей «Кохинора».

Трудно представить себе, до каких высот поднялась бы наша архитектура, если эти бессребреники имели возможность раскрутить в ней свой талант. Но тогда не было бы наших любимых архитектурно-музыкальных ансамблей…

Нет, история, по большому счету, всегда права. И нам всем крупно повезло!

Григорий Ушаев, архитектор-художник. «Автограф», №3 (20), март 2003 г.